Один из крупнейших городов Украины. До 1926 — Екатеринослав. Основная часть города лежит на высоком правом берегу Днепра, меньшая — на левом.
Основан князем Потемкиным на месте Запорожской слободы Половица и получил название в честь Екатерины II. По приказу Павла I переименован в Новороссийск (1796−1802). С 1802 становится губернским центром. В 1820 здесь, отбывая ссылку, жил А.С.Пушкин. Быстрое развитие города началось в 70-х гг. 19 в. после постройки железной дороги, соединившей Криворожский железорудный и Донецкий угольный бассейны. В период 1917−20 часто переходил под контроль анархистской армии Н.Махно. Санатории Трускавца, ви
Днепропетровск – очень большой и красивый город. В центре сохранилось много старой дореволюционной застройки. Сейчас на первых этажах старых домов – масса новооткрытых “крутых” магазинов, кафе, ресторанов, клубов, казино. Имеются супермаркеты “Билла” и “Сельпо”. По уровню развития торговли город немногим уступает столице. Центральная улица – Карла Маркса. Лучшие кафе в городе: армянский фаст-фуд, ирландский паб “Шанрон” (8 сортов пива на разлив), чайная на К.Маркса (самый дорогой чай – парагвайское мате за 60 грн.)
Достопримечательности: Брянская Николаевская церковь (1913−15), Николаевская церковь (19 в.), Преображенский собор (1830−35), дворец Потемкина (1786). Музеи: исторический (пр-т К.Маркса, 18), дом-музей академика Д.Яворницкого (пл. Шевченко, 5), культурный заповедник (Октябрьская пл., 15), художественный (Шевченко, 21),санаторий Алмаз диорама форсирования Днепра в районе Днепропетровска.
Также в городе: университет, семь институтов, цирк, планетарий, ботанический сад, два парка 18 в.
Общественный транспорт — трамвай, троллейбус, автобус, метро. Метрополитен стоит 60 коп. (2004), поездить можно по единственной ветке. Два ж/д вокзала: Днепропетровск-Главный и Днепропетровск-Южный. Речной вокзал.
КРИВОЙ РОГ (1775, 715.4 т.ж.)
Город областного подчинения, большой индустриальный и культурный центр Украины.
Местные жители с гордостью утверждают, что живут в самом длинном городе Украины. Действительно, благодаря огромным промзонам он вытянулся узкой полосой с юго-запада на северо-восток более чем на сотню километров.
В документах Запорожского Коша, датированных 60−70 годами 17 в., урочище Кривой Рог значилось еще до того, как возникло постоянное поселение под этим названием. Это местность, где слияние рек Саксагани и Ингульца образовало длинный кривой мыс или "рог". После завершения в 1774 русско-турецкой войны царские власти открыли новый почтовый тракт, связавший Кременчуг с Кинбурном и Очаковым. Сходница Одна из станций этого тракта была основана в урочище Кривой Рог 27 апреля 1775. От образовавшегося около этой почтовой станции селения и ведет свое начало современный город. Долгое время селение было государственной слободой, военным поселением (с 1829), местечком (с 1860), и только 26 февраля 1919 состоявшийся I съезд Советов Криворожского района избрал постоянный исполнительный комитет Криворожского совета и принял решение об учреждении одноименного уезда с городом Кривой Рог.
В границы современного города входит основная часть Криворожского железорудного бассейна. Большое влияние на развитие экономики здесь оказало сооружение в 1881−84 Екатерининской железной дороги, связавшей Кривбасс с промышленными Приднепровьем и Донбассом.
В пределах города — ланшафтный заказник Северная Червоная Балка, памятник природы — Скалы Мопра, Криворожский ботанический сад, 14 памятников природы, 2 парка — памятника садово-парковой архитектуры.
Действуют горнорудный и педагогический институты, филиал Киевского национального экономического университета. Имеется цирк.
Кривой Рог — крупный ж/д узел. Здесь находятся 4 вокзала: Роковатая, Мудреная, Кривой Рог-главный, Кривой Рог.
Городской транспорт — трамвай, троллейбус (по 30 коп.)., автобус (40−60 коп.), маршрутки (75−90 коп., 2003) В городе создан дешевый аналог метро — трамвайные линии проложены в туннелях под землей. Вход осуществляется через турникеты. санаторий Алмаз
Музеи: два историко-краеведческих (Сестрорецкая, 2 и Каунасская, 16), истории Криворожского металлургического комбината (пл. Домностроителей), истории завода горного оборудования (Халтурина, 3).